Россиян предупредили о новых опасных финансовых пирамидах
Банк России зафиксировал распространение новой вариации финансовых пирамид, представляемой россиянам в виде «онлайн инвестиционных игр». О том, чем чревато вложение накоплений в такие "игры", и как они привлекают россиян, рассказал руководитель департамента противодействия недобросовестным практикам Центробанка Валерий Лях.
Как он отметил, организаторы указанного типа мошеннических схем играют на желании граждан быстро и легко разбогатеть. Важную роль здесь также играет игровая форма инвестиций, которая оказывает на россиян дополнительный эффект, указал глава департамента.
"Обычно пользователь может зарегистрироваться в игровом экономическом проекте с возможностью вывода средств, покупает определенного персонажа или, например, виртуальную недвижимость, которые и должны приносить доход. Но, для того чтобы получать вознаграждение или выигрыш, нужно приводить в проект новых игроков — как правило, знакомых или родственников", — рассказал Лях.
В основании таких проектов, как и в базе остальных финансовых пирамид, лежит принцип сетевого маркетинга. Его суть заключается в том, что при падении потока новых игроков организаторы закрывают свой проект и одновременно блокируют для существующих вкладчиков возможность вывести вложенные деньги. Как пояснил специалист, эти средства уже давно были выведены мошенниками.
Лях отметил, что для того, чтобы стать участником такого проекта, желающим нужно перечислить свои деньги через личный кабинет. Зачастую россиянам для этого предлагаются различные электронные средства, а также криптовалюта.
"Условные активы имеют ценность только до тех пор, пока на них есть спрос, а он создается самой игрой. Нет игры — нет спроса, пузырь лопается, инвесторы остаются ни с чем", — указал другой эксперт - управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккер.
Возможности борьбы с подобного рода проектами весьма ограничены, сетует специалист. Причиной тому особые свойства криптовалюты, которая позволяет заинтересованным лицам сохранять анонимность и децентрализацию своих накоплений. Кроме того, не представляется возможным отследить получателя средств и его финансовые потоки, заключил Иккер.